Всем привет, я Gemini, грандмастер протосс, и я публикую гайды на разных сайтах с 2011 года. "Билд недели" - моя самая популярная серия билд-ордеров, которую я делаю уже более трёх лет.
Каждый мой гайд включает порядок действий (непосредственно билд-ордер), объяснение/анализ того, как это работает и раздел видео, в котором Вы можете увидеть, как это должно выглядеть, на примере реальной игры. Я надеюсь, Вам понравится, и не забудьте прочитать всю рецензию, прежде чем задавать какие-либо вопросы, так как я уверен, что на некоторые из них будут даны ответы здесь!
[PvZ] Современный классиковский старгейт с переходом в дроп архонов
Этот билд широко используется как на корейской, так и на мировой сцене. Такую специфическую версию Classic исполнял ещё на IEM Katowice. Тогда я отметил для себя этот билд и совсем недавно обнаружил, что Classic все ещё использует его практически без изменений, например в его матче GSL Ro16 против Dark. Несмотря на то, что открытия в роачей остаются в мете, дропы архонов всё ещё могут найти способ нанести урон и быть использованы в качестве механизма для выигрывания времени, который поможет Вам перейти в мид-гейм против зерга. Из-за этого они всё ещё популярны.
14 Пилон (по готовности --> буст в рабов)
16 Гейт
17 Газ (ставим на него точку сбора с нексуса)
20 Нексус
20 Кибернетка
21 Второй газ
22 Пилон
Кибернетка готова --> заказ адепта под бустом
26 старгейт
есть 50 газа --> грейд на варп
Готов первый адепт --> заказ второго
Готов старгейт --> феникс под бустом --> оракул
40 Пилон
41 Второй гейт
3:30 Два газа на второй базе
46 Третий адепт (по ситуации)
3:50 Завод робототехники
4:00 Твайлайт
52 Пилон
4:25 +2 гейта
Готов завод робототехники --> Варп призма под бустом --> Обс
Готов твайлайт --> Чардж и темплар архивы
5:00 Третий нексус
5:15 Форжа
Варп на призму четырёх высших тамплиеров --> 2 архона
5:40 +2 гейта
По готовности обса --> постоянное производство имморталов
Если против лингобейнов(и/или гидралисков):
6:00 Шторм
6:20 +2 гейта
7:00 +2 гейта
Если против роачей:
6:00 Второй завод робототехники
6:40 + 2 гейта
6:50 Шторм
Объяснение билда и пример игры
Я упоминал, что Classic играл этот билд ещё довольно давно, и некоторые изменения его всё-таки затронули, поэтому попробую объяснить, чем данная вариация лучше прежней.
Одним из основных изменений в последние месяцы в PvZ были более частые опенинги в начального феникса для того, чтобы пресечь раннюю разведку оверлордами, пока феникс следует за оракулом. Сейчас производство юнитов из старгейта заканчивается уже на этом моменте, так как на самом деле больше они Вам и не нужны. Раньше же люди открывались в оракула первым юнитом, при этом было популярным продолжение во второго оракула, чтобы убить больше рабочих зергу (это вышло из моды, т.к. зерги научились иметь дело с ранними оракулами, поэтому протоссы просто стараются сделать дроп архонов как можно раньше). К тому же, в то время игроки-протоссы были менее опытны в отбитии ранних атак зергов, поэтому им было необходимо играть надёжно. Делались дополнительный пилон и дополнительный гейт, что давало протоссам три гейта на момент окончания исследования грейда на варп. Второй оракул, гейт и пилон из изначальной версии задерживали дроп архонов по сравнению с новой версией на 30 секунд.
Теперь протоссы лучше разведывают первым адептом, лучше противостоят разнообразным all-in атакам, поэтому теперь им можно срезать углы в угоду более быстрым технологиям. Газы на второй базе теперь ставятся на 3:30 вместо 4:00, завод робототехники на 3:50 вместо 4:15, а твайлайт на 4:00 вместо 4:30. В совокупности это позволит вам варпнуть свою первую пару архонов на 5:30 вместо 6:00.
Третий нексус ставится примерно в то же время, что и раньше, но современная вариация билда предусматривает более ранний чардж зилотам, что достигается за счёт более раннего твайлайта (в старой версии чардж заказывался на 5:30) Форжа также заказывается раньше (5:15 вместо 5:30).
Таким образом, Вы получаете всё гораздо раньше и в более эффективной последовательности за счёт того, что меняете местами некоторые вещи и вырезаете одного оракула. Это действительно хороший выбор, по моему мнению. Продолжение также будет гораздо легче, так как Вы получаете более ранние газы, шторм исследуется гораздо раньше, в то время как производство имморталов может продолжаться гораздо дольше. Поскольку исследование чарджа заканчивается так быстро, гораздо легче сдерживать ранние атаки на Вашу третью базу, а более ранний дроп архонов позволит удерживать зерга дома гораздо дольше.
Сейчас у зергов в мид-гейме появились новые возможности, поэтому Ваше продолжение в плане технологий будет зависеть от того, что Вы разведали. Обычно Вы будете выходить в шторм как можно скорее после дропа архонов, чтобы защищаться от гидролинговых или гидробейновых атак. Однако с таким популярным продолжением в роачей многие протоссы стали задерживать исследование шторма ради более раннего второго завода робототехники. Это позволяет получить гораздо большее количество имморталов, в то время как тайминг появления у Вас шторма всё ещё вполне приемлем. Поскольку имморталы стоят так много ресурсов, они будут урезать Ваше количество гейтов и будут вынуждать Вас играть в целом более оборонительно (перемещаться по карте без шторма может быть довольно рискованно).
В принципе, Вы можете вложить немного минералов в фотонные пушки и/или батареи щитов, чтобы быть уверенными, что Вы точно не умрёте от каких-либо атак зергов в мид-гейме, и полностью сосредоточиться на переходе в лейт-гейм. Если Ваш оппонент будет концентрироваться на создании большого количества гидралисков, новые архоны и высшие тамплиеры должны подстраиваться в первую очередь.
Вот основные моменты, которые у Вас должны быть, если Вы играете этот билд:
Против лингобейнов(и/или гидралисков): 7:00. У Вас: сделан шторм, хватает ресурсов на варп 4 высших тамплиеров, есть один иммортал и ещё один в производстве, другие юниты поддержки, 2 архона, 64 рабочих, 6 гейтов и ещё 2 в производстве, апгрейд +1 на атаку готов примерно на 75%.
Против роачей: на 8:00 сделан шторм, хватает ресурсов на варп 4 высших тамплиеров, 5-7 имморталов, другие юниты поддержки, 67 рабочих, 6-8 гейтов, заказан +2 на атаку.
Когда я тренировал этот билд, я обнаружил, что мой переход на третью базу не шёл так уж гладко, и я много терял на этом этапе. Я заметил, что я недостаточно концентрировался на переходе в шторм, я мог сделать одну или две сентри для обороны или даже заморфить нескольких архонов перед тем, как заказать шторм. Это действительно очень сильно задерживало мои технологии, поэтому я предлагаю Вам иметь это в виду. Вам правда не нужно так сильно беспокоиться о своей защите в начале игры. Дропа архонов обычно вполне достаточно, чтобы удерживать соперника дома, а зилоты, адепты и оракул, которые у Вас есть, являются достаточно грозной ранней силой.
В следующем пункте я объясню некоторые нюансы самого дропа архонов, а также то, насколько важна концепция упрощения, когда дело доходит до игроков из низших лиг.
Дроп архонов и упрощение вещей
Причина, по которой дроп архонов столь силён - он является самым эффективным способом напрячь соперника, отвлекает зерга от атаки Вашей базы, а также улучшает и оттачивает Вашу механику. Если Вы идёте в дроп архонов, это означает, что Вашим продолжением будут шторм и чардж. Быстрый завод робототехники позволяет вам быстро получить имморталов, и таким образом справляться с ранним давлением. Сам по себе дроп может нанести приличный урон, если зерги не очень внимательны или небрежно защищаются. Если они не идут в какой-то all-in на 50 рабах или меньше, то им придётся потратить некоторое количество своих сил и внимания на оборону, чтобы архоны не убили им всех королев и всех рабочих. В комбинации с обсервером это ещё и прекрасный механизм для чистки крипа, так как архоны вдвоём убивают крип тумор за один залп. Также архоны прекрасно могут танковать. Так как у них есть 350 единиц щитов, по которым не проходит никакой бонусный урон, дроп будет весьма устойчив, пока у архонов не закончатся щиты.
Несмотря на все эти плюсы, не каждый игрок в Starcraft 2 имеет достаточно мультитаска и АПМ, чтобы правильно контролировать дроп архонов, параллельно развиваясь дома.
Если Вы НЕ МОЖЕТЕ сделать что-либо в плане микроконтроля архонов и не очень сильно просесть при этом по таймингам развития дома, то это нормально НЕ ДЕЛАТЬ этого. Это весьма важное напоминание для большинства игроков.
Если из-за того, что Вы очень хорошо микрите архонами, Вы не успеваете переходить в шторм, не попадать в саплай-блоки и не отставать по количеству рабочих, то не делайте этого. Важно помнить, что простое макро имеет гораздо больше шансов выиграть для Вас игру, чем несколько красивых микромоментов. Это справедливо почти для любого уровня игры.
Для некоторых игроков и вовсе будет лучше держать архонов дома и обороняться ими, если это позволяет не замедляться в развитии и в целом гораздо лучше играть по макро. Гораздо важнее заниматься макро дома и тратить ресурсы, чем пытаться остановить распространение крипа и убивать королев.
Если профессионалы делают какие-либо вещи в своей игре, это не значит, что Вы тоже должны пытаться делать их в своей. Билды следует рассматривать как рекомендации, которые созданы для того, чтобы обратить Ваше внимание на то, что имеет смысл, и не дать Вам потеряться в лесу безграничных стратегических возможностей.
Независимо от момента, когда это произойдёт, но как только дроп архонов перестанет находить окна для нанесения урона сопернику, лучше всего будет отправить архонов домой, а призму оставить для варпа чардж зилотов и хараса ими в дальнейшем, т.к. после того, как у зерга появляется значительная армия, архоны смогут принести гораздо больше пользы в лобовом сражении, нежели в дропе.
Вариации и примеры игр
В билде, который я показал, всего 4 гейта: этого достаточно для двух архонов. Однако есть также версия с постройкой шести гейтов. Classic показал это в самом начале GSL, вместе со своим невероятным потенциалом к агрессии. Этот билд примерно такой же, вы лишь получаете 4 дополнительных гейта вместо 2, а также в какой-то момент останавливаете производство рабочих на 46, вместо того, чтобы производить их постоянно. Третья база всё же занимается (хоть и немного позже), а перед архонами варпаются дополнительные зилоты, которые могут быть отправлены на третью базу врага во время дропа архонов. В целом это приводит к очень сильной атаке с двух сторон, которая требует пристального внимания зерга. Если противник неправильно оценивает угрозу, и, соответственно, неправильно делит армию, данная атака может повлечь за собой эффект снежного кома и довольно быструю победу протосса.
Trap, играя в тот же день, что и Classic, показал оборонительную версию этого билда с 6 гейтами. Он играл против Dark'а и взял третью базу на 30 секунд позже, зато имел 2 дополнительных гейта. Он мог использовать их агрессивно, если бы видел, что Dark недостаточно хорошо готов к такой агрессии, или оборонительно, если бы Dark играл в какую-то раннюю агрессию. Поэтому, если вы чувствуете себя некомфортно, беря третью базу с настолько малым количеством боевых юнитов, Вы можете использовать данную версию этого билда, чтобы знать, что у Вас есть средство для отбития ранних атак зерга и не переживать по данному поводу.
Источник: teamliquid.net
Переводил и редактировал: <ReG> Nicoract
Опа, какие люди, какими судьбами?